Содержание статьи:
Наверняка каждый из вас видел сувениры, которые продаются в основном на различных курортах: кораблик каким-то неведомым образом засунут в стеклянную бутылку. Кажется, что это что-то невероятное… Но все на свете имеет свое рациональное объяснение, и корабль в бутылке – это обыкновенная ловкость рук.
История сувенира
Мастерство это зародилось примерно в XVII-XVIII европейских странах. Некоторые работы дошли до нашего времени. Тогда в бутылки помещали не только кораблики, но и многое другое: например, различные фигурки, изображавшие бытовые сценки или сюжеты из Библии.
Способы помещения корабля в бутылку
У каждого мастера имеется свой способ, и мы расскажем о самых популярных из них.
Первый – традиционный. Сначала вырезают из дерева корпус, окрашивают его, устанавливают на него все необходимые детали: мачты, такелаж, рангоут. Все это, конечно же, делается не внутри бутылки, а на рабочем столе. Но время от времени мастер должен проверять, свободно ли проходит изделие в горлышко бутылки.
Изготовление корпуса – пожалуй, самый сложный этап. Но как же готовая модель пройдет в узкое горлышко? Именно в этом и заключается хитрый секрет: в основании мачты помещен миниатюрный шарнир, который позволяет сложить модель и просунуть ее в бутылку. Дабы полностью скрыть сию деталь, мастера прибегают к различным уловкам: например, прячут шарнир под кусочком трубки, надетым на мачту, или красят мачту вместе с ним в один цвет.
Все это хорошо – но как же заставить мачты раскрыться в бутылке? Для этого к штангам, пропущенным через специальные отверстия на палубе, прикрепляют нити. Когда парусник уже находится на месте, мастер просто тянет за нити и заставляет его раскрыться, а потом обрезает излишки.
Второй условно называется «соломинки». Здесь уже не делаются шарниры, секрет в другом…
В этом случае сборка модели осуществляется внутри самой бутылки, что становится возможным благодаря нитям такелажа, которые пропитываются клеем и становятся жесткими, как солома. Отсюда и название. Таким образом, корпус помещается в бутылку отдельно, затем по очереди просовываются и устанавливаются снасти. Мачты и такелаж легко прикрепляются к нужному месту с помощью особого длинного пинцета.
Третий способ схож с шарнирным. Вот только вместо шарнира выступает леска. В процессе сборки в месте, предназначенном для установки мачты, проделывают небольшое отверстие, через которое пропускают леску, один конец которой закреплен на мачте. В итоге модель пропускается через горлышко, устанавливается в бутылке, потом мастер тянет за леску – и мачта принимает вертикальное положение.
Четвертый способ называется «шутка» из-за своей простоты и хитрости. А дело все в том, что мачта изначально устанавливается не в то место, где она должна быть, а несколько поодаль – в специальную лунку. Данная конструкция позволяет сдвинуть мачту с места при помещении модели в бутылку, а потом, уже внутри, водрузить туда, где она и должна быть. Сборка всех деталей при этом производится на рабочем столе.
И, наконец, последний, пятый способ – самый сложный. В этом случае мастер всячески старается показать свое умение и делает корпус заведомо шире горлышка бутылки. В итоге внутрь он засовывается по частям, и собирается уже внутри. Зато как эффектно это выглядит! Для облегчения сборки парусника в бутылке делается специальное основание под модель – особой формы, с несколькими штырьками для лучшей фиксации. Мачты закрепляются на корпусе с помощью пинцета и нитей.
Установка корабля
Немаловажный вопрос – как установить модель уже внутри бутылки? Некоторые умельцы заранее заливают туда эпоксидную смолу, окрашенную в бирюзовый цвет – получается имитация моря. Однако для многих важно продемонстрировать и нижнюю часть изделия. В этом случае внутрь изначально запускается деревянная подставка, которая клеится прямо к стеклу. На ней имеются особые штырьки для лучшей фиксации парусника.
Инструменты
Разумеется, в таком трудном деле не обойтись без специальных инструментов. Подручными средствами ничего сделать не удастся. Понадобится инструмент для нанесения клея, для установки подставки, для сборки корпуса и установки мачт, для проведения нитей и их обрезки. Все приспособления имеют длинную узкую ручку, облегчающую работу внутри бутылки.
Таким образом, корабль в бутылке – это не чудо, а ловкость рук. Искусство это вырабатывалось веками. Один из самых знаменитых мастеров этого дела – Гарри Энг. Оригинальное хобби прославило простого американского школьного учителя на века. Отлично зная законы физики и умело маскируя места разрезов и сгибов, Энг засовывал в бутылки всевозможные предметы, начиная с монет и карт и заканчивая теннисными шариками и ножницами.